Привлекательность компании-работодателя складывается из ряда критериев. Претенденту
на должность или сотруднику может просто нравиться первое лицо - сильная, увлекающая
за собой, харизматическая личность. Тогда специалист, работающий или стремящийся
устроиться в компанию, может закрыть глаза и на отсутствие денег, и на отсутствие
выработанной стратегии... Хотя, с моей точки зрения, привлекательный работодатель
- это стабильная компания с хорошим менеджментом, прозрачной системой оценки и
эффективной системой обучения специалистов. В этой компании четко описаны внутренние
процессы, выстроены коммуникации и создана достаточно спокойная психологическая
атмосфера: люди работают не по принуждению, а по собственному желанию. Они не
просто исполняют свои обязанности, но подходят к ним творчески. Руководство такой
компании имеет конкретные цели развития своего бизнеса. Здесь каждый специалист
занимается тем делом, которым он должен заниматься. Поэтому у коллег не возникает
функциональных пересечений и пересечений информационных потоков. Сотрудники такой
организации знают, за что они работают и, достигая в определенные сроки определенных
целей, получают оговоренное вознаграждение. Но описана идеальная компания. И я
не берусь сказать, представлены ли такие, в чистом виде идеальные организации,
на челябинском рынке, или нет.
Судя по нашему опыту, высококвалифицированные специалисты предпочитают работать
в отделениях обосновавшихся в Челябинске иностранных компаний. Нельзя сказать,
что их руководство приветствует творчество, - деятельность сотрудника должна четко
соответствовать должностной инструкции. Таким образом, специалист имеет исчерпывающее
представление о своих обязанностях. Помимо ясности, иностранные компании предлагают
неплохое вознаграждение сотрудникам за их труд: "белую" зарплату и эффективное,
весьма неплохое обучение, которое часто проводится за рубежом.
Соискатели обычно стремятся устроиться в известную компанию. И это понятно. Ведь
для того, чтобы сравнивать работодателя и выбрать подходящего, специалист должен
обладать определенной информацией о нем. Поэтому компании должны постоянно обозначать
свое присутствие на рынке.
Из челябинских компаний соискатели выбирают те, в которых будут чувствовать себя
на своем месте. И здесь сложно выявить какие-то яркие предпочтения. Одним нравятся
большие производственные предприятия, со сложными коммуникациями, другие чувствуют
себя более комфортно в небольших или маленьких компаниях. А отличия между этими
организациями принципиальные: крупный бизнес более устойчив и бюрократизирован,
средний же и мелкий более динамичен, энергичен и гибок. И конечное решение зависит
от психотипа самого соискателя, от его мотивации.
К тому, что делает работодателя привлекательным, я бы добавила микроклимат внутри
компании, совпадение ценностей у соискателя с ценностями компании, сложность и
интересность решаемых коллективом задач. Большое значение имеет и то, какая атмосфера
царит в компании. Если это атмосфера сотрудничества, которая поддерживается независимо
от должностного положения членов команды, то это очевидный плюс для работодателя.
Сегодня большая часть соискателей ищет стабильности. Ведь когда человек долго
идет по болоту, перескакивая с кочки на кочку, и ждет, что вот-вот провалится,
ему хочется ощутить под ногами хоть кусочек ровной поверхности. Именно поэтому,
еще три года назад многие, особенно молодежь, стремились работать в госструктурах.
Тогда казалось, что это более надежно. Но сейчас у людей сформировалось убеждение,
что и коммерческие структуры могут быть стабильными и надежными, хоть какое-то
время.
Важен при выборе работодателя и такой аспект, как его порядочность. Профессионал
не будет сотрудничать с непорядочным работодателем: он себя ценит. И даже если
работа будет интересной, но компания не обеспечит выполнение своих обязательств
по отношению к персоналу, персонал уйдет. А компания приобретет негативную репутацию.
Ведь по нашему, относительно небольшому, городу информация разнесется стремительно.
В итоге компания-работодатель лишится возможности привлекать профессиональных
сотрудников, что непременно отразиться на ее развитии. Радует, что в последнее
время все больше и больше руководителей начинают осознавать это. Если раньше специалист
воспринимался как один из множества винтиков в огромном механизме предприятия,
то сейчас у работодателей складывается понимание того, что именно человеческий
ресурс является основным элементом развития бизнеса. Поэтому работодатели, действительно
заинтересованные в профессионалах, воспринимают их уже не как инструмент для достижения
целей, а как личностей, требующих особого внимания и развития.
И, на мой взгляд, компании, обретшие это новое виденье и начавшие действовать
в соответствие с ним, скорее всего, будут лидировать в своих отраслях. Компании
же, не обратившие внимания на этот важнейший аспект, отстанут в развитии.
Раньше, когда открывалась какая-то вакансия, желающих занять ее профессионалов
было предостаточно. Сейчас же на рынке труда не хватает квалифицированных специалистов.
Некоторое время в Челябинске не было интересных предложений со стороны работодателей,
и многим специалистам пришлось уехать. За семь лет работы нашего агентства на
рыке, ситуация изменилась кардинально. Количество компаний возросло, как и возросли
их потребности в специалистах. Но эти потребности гораздо выше возможностей рынка.
И ситуация вряд ли будет улучшаться. Вузы, даже самые хорошие, не дают нам "готовых"
специалистов с опытом. Кроме того, растет потребность в квалифицированных кадрах
для промышленных предприятий. А молодежь не хочет работать на заводах, несмотря
на довольно высокую оплату труда. Дело в том, что статус рабочего сегодня слишком
низок. Нужно менять идеологию, формировать уважение к рабочим специальностям,
повышать их статус.
Мы желаем компаниям совершенствовать свой имидж на рынке труда, но главное, чтобы
этот имидж был истинным и не произошло разрыва с реальностью. Ведь когда образ
и реальность не совпадают, это видно сразу. И тогда все усилия, направленные на
его создание, оказываются напрасными.
Людмила Соколова,
директор "Агентство Бизнес и Кадры".
|