Международный факультет Южно-Уральского государственного университета более 12
лет занимает лидирующее положение в области подготовки руководителей высшего и
среднего звена. Слушатели этого факультета участвовали в опросах при проведении
конкурса "Привлекательный работодатель-2004". Накануне VI областного съезда представителей
малого и среднего бизнеса рассказал о факультете и прокомментировал результаты
опроса заместитель декана Международного факультета, кандидат технических наук
Геннадий Анатольевич Шепталин.
Геннадий Анатольевич, что Международный факультет может предложить предпринимателям?
Наш факультет позиционируется на рынке услуг как школа бизнеса, главное в которой
- экономика и управление. Отсюда и специальности факультета - менеджмент организации,
управление персоналом, антикризисное управление и международные отношения, а также
финансы и кредит со специализацией в банковской сфере. При этом антикризисное
управление, международные отношения и управление персоналом (на дневном отделении)
есть в Челябинской области только у нас.
Помимо классического образования, есть программы для тех, кто уже нашел свое
место в жизни и бизнесе и стремится совершенствоваться. Ведь чтобы добиться успеха,
надо постоянно быть в форме. Для поддержания бизнес-тонуса мы реализуем программы
повышение квалификации и переподготовки кадров. Для специалистов акцент делается
на управлении персоналом, информационном и стратегическом менеджменте, антикризисном
управлении. Реализуются также программы, связанные с международной деятельностью,
в частности, мы готовим экономистов, способных вести бухучет по международным
стандартам. Завершается подготовительная работа по программе МВА "Мастер делового
администрирования", ориентированная в основном на высшее руководство. Кроме этого,
мы используем программы и технологии Открытого университета Великобритании с соответствующей
регистрацией слушателей. В итоге они получают диплом, который признается на Западе
без подтверждения.
В каком режиме обучаются взрослые слушатели?
Обычно обучение взрослых, рассчитанное на два года, проходит в режиме две сессии
в год по 24 дня. Как мы поняли из наших опросов, работающим слушателям сложно
оторваться на месяц от своих предприятий, поэтому мы разбили учебный год на четыре
сессии по 12 дней.
На специалистов каких отраслей рассчитано обучение?
Никаких ограничений. Мы помогаем решить старую проблему. У нас считается, что
если человек стал хорошим специалистом, то его надо назначить руководителем. А
ведь специалист и руководитель - это не одно и то же. Так что обучение у нас проходили
и проходят все - от инженеров до медиков.
Вы говорите о специальной подготовке руководителей, то есть о важности хорошего
менеджмента. И эксперты, определяя, что такое привлекательный работодатель, тоже
ставили на первое место грамотный менеджмент. В то же время по итогам опроса,
в том числе, и ваших студентов получается, что молодежь на первое место ставит
финансовую стабильность предприятия, а менеджмент - на третье.
Это, видимо, от недостатка жизненного опыта. Мы в обучении все-таки делаем акцент
на менеджменте. У нас все управляющие осваивают даже психологическое тестирование.
Кстати, уже два наших психолога получили международное подтверждение своей квалификации...
А то, что на первое место вышли деньги... ну, что ж, может быть это выразилось
желание? (Смеется.) А может быть и недопонимание, что если будет хороший менеджмент,
то будут и финансы.
Вы специализируетесь на международных отношениях, используете программы МВА,
ваши студенты стажируются за границей. А по результатам рейтинга российские компании
кажутся вашим студентам более привлекательными работодателями.
Очень интересно. Раньше я тоже всегда слышал о желании наших выпускников работать
на совместных предприятиях или зарубежных. Но в последние годы многие наши студенты
побывали за рубежом, столкнулись с действительностью. И прямо скажу: однозначного
восприятия ведь нет. Не все однозначно принимают западный образ жизни. Кроме того,
возможно, молодежь почувствовала стабильность в нашей стране.
Еще одно наблюдение. Раньше, отвечая на вопрос, каковы ваши планы на ближайшие
3 года после получения диплома, студенты-респонденты выбирали улучшение финансового
положения, быструю карьеру и потом все остальное. Теперь на первое место вышел
баланс между карьерой и личной жизнью.
Тоже почва для размышлений. Вообще-то дело - не карьера, а именно дело - обычно
преобладает. Мы ради дела часто жертвуем личным. А теперь, получается, вырастает
молодежь, которая не спешит жертвовать? Может быть, в этом и сказывается опыт
всех наших поколений? Нам же не раз говорили, будто многое из того, что сделано
нашими предками, сделано не так. И, может быть, мы теперь получаем обратную реакцию?
Наши деды, отцы работали, работали и оказались... вот где - так, возможно, рассуждает
молодой человек, - так что же, я теперь всем пожертвую, а что там будет - неизвестно.
Так стоит ли? Может быть, это частично объясняет результаты опроса.
Хотя, честно говоря, многие все-таки говорят о карьерном росте. Причем они даже
согласны на ущерб в материальных доходах, готовы какое-то время ждать, какое-то
время доказывать, кто есть кто. Но не бесконечно. Мы каждый год проводим опрос
выпускников. Среди прочих есть вопрос о желаемой заработной плате. Так они сразу
хотят получать по 8 тысяч. Спрашиваю: может быть, согласитесь поскромнее доход?
Отвечают: на какое-то время, но должна быть перспектива.
А для вас какой работодатель привлекателен?
Это работодатель, который обеспечивает определенные перспективы и устойчивость.
Прошли времена пирамид, когда в погоне за сиюминутной прибылью создавались временные
структуры. Поэтому сейчас именно к стабильности и перспективам стремятся и выпускники.
Именно в стабильной структуре интересно найти свое место и с точки зрение перспектив
личного роста. Это наиболее привлекательно было бы для меня и на это мы ориентируем
выпускников. А все остальное приложится, будет. Главное - стабильность и стратегия.
Беседовала Мария Гаврилина |